Поиск по сайту

Роль специальных экспедиций в освоении Арктики

Категория — Партийная хроника
Опубликовано 8 июля 2016

Александр Петерман. Доклад на выездном заседании Изборского клуба в Нижневартовске.

Устойчивый интерес к Арктики, как научного плана, так и историко-географического сформировался очень давно. Это земля манила и звала энтузиастов, ученых, военных и простых людей. И это любопытство вполне оправдано. Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн. человек. Кстати само слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна или территория большого медведя".

С момента открытия холодных Арктических островов и их нанесения на карту, путешественники потянусь туда вереницей. Следует отметить, что делали это представители разных стран и народов: американцы, норвежцы, голландцы и итальянцы, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Арктика открывается далеко не всем и на самом начальном этапе ее освоения стало понятно, что способны на это далеко не многие. В этом плане особенно интересен вопрос — кто и на каких условиях занимался освоением Арктики и в чем специфика самого экспедиционного процесса в эту значимую и интересную зону.

Формально можно освоение Арктики Россией разделить на три периода: имперский период, советский и современный. Все они разные как по направленности экспедиций, так и по полученным результатам.

Так, в имперский период процесс освоения Арктической зоны нельзя назвать системным, но он был очень ярким на имена и открытия.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири  от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.

Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.".

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки. В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов, которая из-за климатических и географических условий арктической земли затянулась на два долгих и трудных года.

Особенностями освоения Арктики этого периода стали следующие аспекты: финансирование на экспедиции было только в 30% из государственной казны и то добивались его путем лоббирования перед государственными органами власти настоящие энтузиасты и ученые, которым Арктика была интересна. Остальное финансирование формировалось за счет пожертвований меценатов и крупных российских промышленников и даже ученых.

Сразу после революции 1917 г. и в первые несколько лет становления Советского государства освоение арктической зоны было почти полностью приостановлено. Проблема заключалась не только в отсутствии финансирования, но и интереса к этой территории, как к стратегической зоне для СССР.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.

Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн. кв. км еще оставался неисследованным «белым пятном». И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

Система организации и проведения экспедиций в рассматриваемый период времени строилась по системе определения приоритетных направлений в освоении Арктики государством, выделялось 100% бюджетное финансирование и уже под это формировались исследовательские коллективы. Система была отлаженной, но, в некоторой степени, однобокой. Все было поставлено на достижения присутствия в Арктики и господства, но качество и глубина исследований не были приоритетными показателями.

Самым сложным оказался последний период, который приходится на время с 1991 г. по наши дни. Следует констатировать, что с 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 312" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс". Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедиция "Арктика-2007", целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс — 37".

Современный этап освоения и изучения Арктики вошел в новую качественную фазу. Сегодня не только государство понимает значимость этого процесса, но и прогрессивно мыслящее российское сообщество. В основном все крупные исследовательские проекты по Арктики сегодня проводятся на основе частного финансирования. На современном этапе вклад в изучение истории освоения российской Арктики вносят общественные организации и коллективы, осуществляющие экспедиционную деятельность в экстремальных условиях Крайнего Севера. По крупицам собирая сведения о далеком прошлом Заполярья, выполняя научные задачи и программы специалистов-историков, мы помогаем сегодня дать ответ на вопросы, которые все чаще слышны за рубежом о том, кем и когда эти территории открывались, изучались и осваивались.

На примере нашего проекта "Северный десант" хотелось бы показать, какой вклад вносят частные специальные экспедиции в освоение Арктики сегодня.

Экспедиция "Северный десант", созданная в 2008 г. и действующая в. Нижневартовске, представляет собой пример сотрудничества энтузиастов-путешественников и ученых-историков, экологов, метеорологов и геологов, разработчиков новых технологий для применения в условиях Крайнего Севера.

Так, 4 марта 2008 года от границы Финляндии и России, из села Лодейное Поле в 150 км от Санкт-Петербурга в Нижневартовск стартовала уникальная научно-исследовательская экспедиция «Великий северный путь». Участники отправились в экспедицию не ради праздного любопытства: была поставлена глобальная цель! Исследовать пути расселения и миграции финно-угров по территории русского Севера и севера Западной Сибири — от Финляндии до таежного Ваха, провести оценку состояния окружающей среды, жизни коренных народов Севера, разработать программу по охране их здоровья, привлечь внимание к северным территориям как объектам для туризма и развития.

В результате проведенных исследований экспедицией «Великий северный путь» были расшифрованы некоторые загадки генотипа финно-угров и, в частности, ваховских ханты.Подтвердилась теория расселения финно-угров и возникновения ваховских ханты, а именно — переселение 300 лет назад большой группы коми-зырян на берега Ваха, в результате чего возник субэтнос ваховские ханты, обладающий специфическими особенностями. Экспедиция повторила путь миграций финно-угорских народностей в северной части русского Севера и Западной Сибири. И даже установила своеобразный мировой рекорд — за сутки на снегоходах преодолела путь в 610 километров.

Первая северная экспедиция вызвала широкий резонанс общероссийского масштаба и оставила неизгладимый след в сердцах ее участников. Спустя год состоялась вторая экспедиция, ее посвятили 100-летию со дня рождения легендарного командующего Воздушно-десантными войсками РФ, Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова. Основной задачей экспедиции было привлечь внимание молодежи к личности легендарного генерала с целью популяризации службы в Воздушно -десантных войсках России. В данном походе также проводились испытания отечественной спутниковой системы слежения ГЛОНАСС в арктических условиях. Преодолев за 20 дней по тундре путь протяженностью более чем 3 500 километров вдоль безлюдного побережья Белого, Баренцева и Карского морей от Архангельска до Надыма, перейдя через пролив Югорский Шар, добрались до северной оконечности острова Вайгач (полярная станция им. академика Федорова). Не обошлось и без очередного рекорда: радист Валерий Нестеров придумал приспособление на снегоходе, которое позволяло на ходу устанавливать радиосвязь. Во времяпути было проведено более тысячи сеансов связи с радиолюбителями всего мира. Удалось выйти на связь с космонавтом Александром Волковым, который пожелал участникам экспедиции удачного похода

Уже третью экспедицию, провожал ее на старте, консультировал и следил за продвижением десанта по маршруту, присутствующий здесь Владимир Чуков. Важная задача, поставленная перед участниками экспедиции Русским географическим обществом ЭЦ "Арктика" — проведение работ по фото- и видеофиксации уникальных объектов культурного наследия российской Арктики — старинные поморские зимовья и захоронения, приметные кресты, зимовья русских землепроходцев-исследователей, первые полярные станции; осуществить точные топографические привязки, провести описание, замеры, метеоданные. Полученная информация будет использована при создании "Атласа культурного и природного наследия российской Арктики", планируемого к изданию РосНИИ.

Во все последующие экспедиции цели ставились все серьезнее и значимее. За весь период существования нашего проекта «Северный десант были проделаны многочисленные исследования навигационной системы ГЛОНАСС, проложены новые маршруты. Участники испытали на себе разработки отечественного военного снаряжения и питания – насколько они пригодны к использованию в северных широтах вооруженными силами нашей страны. «Северный десант» мониторирует информацию не только о районах загрязнения арктического побережья, требующих очистки от металлолома и бытового мусора, но и отмечают на карте места, наиболее подходящие для массовой высадки, площадки приземления минимально покрытые ледяными торосами. Полученные в результате исследовательской работы данные "Северного десанта" ежегодно передаются заинтересованным структурам и ведомствам.

В специальных экспедициях иногда бывает так, что по ряду объективных климатических причин невозможно достичь изначально поставленных целей, но они все равно вносят вклад в дело освоение Арктики. В этом и заключается суть эмпирического процесса исследования Арктики, который не способен заменить ни один кабинетный эксперимент.

Россия (выбран сейчас)
Россия
Россия Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калужская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Москва Московская область Мурманская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Приморский край Псковская область Республика Башкортостан Республика Дагестан Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.