16 июня в Северной столице открывается Петербургский международный экономический форум. Мероприятие высшего уровня, распоряжаться на нем по-хозяйски будет российский президент Владимир Путин. Среди его гостей — итальянский премьер Маттео Ренци, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и бывший — а может, и будущий? — президент Франции Николя Саркози. И много кто еще. Все эти зарубежные политики — бунтари в нынешней ситуации. Ведь сегодня на Западе модно критиковать Россию, а Путина — так просто отрицать.
Этой моды послушно придерживаются "тихони-отличники" в глобальном "американском" классе, привыкшие к похвалам учителя Дяди Сэма. А значит, те, кто не слушается и дружит с Москвой — бунтари, панки, нонконформисты. Хоть и одеты с иголочки и имеют банковские счета на десяток поколений вперед. Все равно они сейчас хулиганы и маргиналы в хорошем смысле, — и Ренци, и Юнкер, и Саркози. Им нравится играть вместе с Путиным в геополитическую "русскую рулетку".
Петербург — это город Истории. Там первый русский император Петр Великий рубил "окно в Европу", которое с тех пор то освещает, то продувает просторы нашего Русского дома. Там русская либеральная буржуазия устроила "евроремонт" в феврале 1917-го, обернувшийся черным погромом. А следом самый европейский "евразиец", "раскольник-западник" Ленин на холостом ходу запустил Революцию, сыгравшую главную роль во всемирной исторической драме XX века.
Блокадный Ленинград явил всему миру сверхчеловеческий пример русской стойкости и патриотизма, от которого у тевтонских "сверхбюргеров" пиво сворачивалось в кровь. И на закате СССР, когда трещала, проседала и стонала, как тонущий корабль, советская пост-империя, именно из Питера вышло множество демократов, либералов и западников, сыгравших свои противоречивые роли в непростой жизни Отечества. И Путин со своей командой пришел в Москву тоже оттуда. Петербург — сложнейшая лаборатория политических процессов России, социально-политический полигон, время от времени превращающийся в настоящее поле битвы. И битвы здесь, надо отметить, всегда пахнут особенно апокалипсично, чуть кромешно и очень "продвинуто". Это ураган перемен, смешанный с запахом утонченных парфюмов и оружейных выстрелов.
Я часто с удовольствием вспоминаю Международный русский консервативный форум, также состоявшийся в городе на Неве в марте 2015 года. Это событие вызвало бешеный резонанс в российских и зарубежных СМИ. Участники форума были, на первый взгляд, настоящими маргиналами западной и российской политики. Чего стоит одна лишь делегация европейских националистов из "Альянса за мир и свободу", объединяющего итальянскую "Новую силу", немецкую Национал-демократическую партию, диссидентов из французского "Национального фронта", греческую "Золотую зарю", кипрский "Национальный народный фронт" и многие другие силы правого фланга.
Федор Бирюков на трибуне Международного русского консервативного форума в Санкт-Петербурге, 22 марта 2015 г.
Да, многие из этих людей — действующие или бывшие депутаты Европарламента. Но все равно для лево-либеральной прессы каждый из них — еnfant terrible европейской демократии, побочный продукт "свободы слова". А еще на этом форуме — о, ужас! — были "американские расисты" типа Джареда Тэйлора! А еще — представители партии "РОДИНА", к которым прочно приклеен журналистами ярлык "системных националистов". Так что еще за неделю до открытия консервативного форума питерские власти был завалены гневными обращениями местных "правозащитников", либералов и даже леваков, требовавших "раздавить гадину".
К чести губернатора Полтавченко, он достойно вышел из этой ситуации. И еще удивил настоящий либерал и абсолютный западник Владимир Познер, который сказал, что раз западные избиратели голосуют за таких политиков, значит, диалог с ними возможен. Таковы нормы демократии. Но Познер в тот момент резко выбился из общего ряда либерального протеста.
Не забывайте, что профессиональные либералы чрезвычайно ревнивы и тоталитарны в своем отношении к политической реальности. "Кто не с нами, тот вне закона" — таков главный девиз либералов XXI века. Как бы то ни было, 22 марта 2015 года в Санкт-Петербурге произошел прецедент Свободы. В Питере, в России, именно у нас. Не в Брюсселе, где меня после всего этого "забанили" в Европарламенте, не в Лондоне или Вашингтоне. И даже не в ультраконсервативной по взглядам Москве. В Питере. Там, где ветры с Невы и Балтики вместе играют дерзкую симфонию Истории.
Так вот, в Питере возможно многое. И нынешний экономический форум — событие экстраординарное. Дело вовсе не в пресловутых западных санкциях и новой "холодной войне" между двумя крыльями целостной, в сущности, европейской цивилизации, немыслимой без России.
Дело не в нынешнем политическом противоборстве США и РФ, в которое на ролях интендантов втянуты европейские администрации. И конечно не в разломе между "русофобией" и "русофилией", куда то и дело незадачливо попадают то одни, то другие. Дело не в том, что в этой абсурдной ситуации нашлось несколько политических хулиганов, готовых вместе с Путиным показать дяде Сэму жест отрицания. А вот в чем: современная глобальная экономика закончилась.
Евросоюз, перегнавший даже социалистический Советский Союз по многим социальным параметрам, захлебнулся миграционным мультикультурным бульоном. Это блюдо оказалось не для тонких европейских желудков. Финансовая нагрузка на коренных жителей Европы по обеспечению благ и свобод чужеземцев превзошла все разумные пределы. Все больше и больше европейских избирателей считают, что так жить больше нельзя. И политические элиты ЕС вынуждены считаться со скепсисом общественного мнения.
Старая добрая европейская социал-демократия приказала долго жить. Брутальный имперский капитализм также заржавел. Остается небогатый выбор между модифицированным "постфашизмом", скрывающим в себе, конечно, ряд сиюминутных преимуществ для европейского обывателя, которые, впрочем, с лихвой покрываются очевидными рисками и угрозами опять же для самих европейцев. И между чем-то принципиально новым — укладом будущего, контуры которого не разглядеть без зоркого русского глаза.
Вот именно для этого собирается в Питере "хулиганский интернационал". Они хотят поймать взгляд Путина, надеясь зацепиться за горизонты будущего. Поймать сегодня — завтрашний ветер.
В свою очередь, привычная нам российская экономика тоже закончилась. Нефть долго еще не будет стоить столько, сколько нам нравилось раньше. Идеология импортозамещения так и не стала реальностью. Российские политический кланы, именуемые в СМИ "элитой", растеряны, рассержены, дезориентированы, раздосадованы потерей части прибылей и комфорта. Народ также не в восторге, привычно отказывая политикам и государству в доверии, выживая всяк на свой лад. Как это ни печально, но отнюдь не патриотизм является национальной идеей современной России. Точнее, не абстрактный патриотизм, который чиновники привыкли понимать как абсолютную лояльность граждан своей власти.
Сегодня нация России охвачена нигилизмом. Да, патриотическим, но нигилизмом. И баснословные рейтинги президента Путина подтверждают эти настроения. Без Путина нынешняя власть просто обречена. Это понимают и граждане, и политические кланы. Народ правильно понимает именно себя как Россию. И еще Путина. А государству народ отказывает в поддержке. И не народ в этом виноват, а наши государственные деятели, которых держат на плаву исключительно президентские рейтинги. Экономический пессимизм, вмещающийся в убогий министерский лозунг "Затяните пояса", играет сейчас первую скрипку в оркестре русского хаоса. И на этом питерском форуме Путин попытается поймать в ответных взглядах своих зарубежных друзей искры новой экономической надежды. Пока только надежды, но и это немало. Потому что "затягивать пояса" в нынешней ситуации — это как затягивать петлю. И ведь не на чужой шее…
Федор Бирюков, руководитель Информационно-политического управления исполкома, член Бюро Президиума Политсовета "РОДИНЫ" - специально для "Свободной прессы"